Вопрос - ответ

Министерством образования разработано и согласовано с Министерством финансов Республики Беларусь постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 123 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 16» (далее – постановление № 123).

Постановлением № 123 предусмотрено планирование в бюджетной смете средств на заработную плату для установления доплат за сверхурочную работу воспитателям дошкольного образования, воспитателям.

Данная норма введена в связи с необходимостью обеспечения в учреждениях образования своевременной и в полном объеме замены воспитателей дошкольного образования, воспитателей (далее ‒ воспитатели) в период их временного отсутствия (временная нетрудоспособность, трудовой отпуск, повышение квалификации и другое) и рассматривается как один из способов замены временно отсутствующего работника по указанным должностям.

Привлечение работников к сверхурочной работе осуществляется нанимателем с учетом требований статей 69, 119-122 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).

Согласно части первой статей 119 и 120 ТК сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работы (сменности). Привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных статьей121 ТК, а также коллективным договором, соглашением.

Порядок оформления привлечения работников к сверхурочной работе законодательством не установлен. Вместе с тем, при замене временно отсутствующего воспитателя путем привлечения других воспитателей к сверхурочной работе считаем целесообразным руководителю учреждения образования:

оформить предложение работнику о выполнении сверхурочной работы;

получить письменное согласие работника;

оформить приказ о привлечении работников к сверхурочной работе, который будет являться основанием для компенсации работнику отработанного сверх нормы времени.

Свое согласие на выполнение сверхурочной работы воспитатель может выразить, например, в виде записи на письменном предложении либо путем подачи соответствующего заявления на имя руководителя.

В приказе следует указать фамилию, имя, отчество работника, должность, причину привлечения работника к сверхурочной работе, дату, время начала и окончания работы, а также то, что привлечение работника к такой работе осуществляется с его согласия.

В приказ может быть также включена информация о компенсации за работу в сверхурочное время, предусмотренной статьей 69 ТК (доплата или другой неоплачиваемый день отдыха).

Размер доплаты за сверхурочную работу (сверх заработной платы, начисленной за указанное время) устанавливается на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2014 № 583.

Факт выполнения сверхурочных работ должен быть зафиксирован в табеле использования рабочего времени. При этом время выполненной сверхурочной работы учитывается в табеле отдельно (часть пятая статьи 133 ТК).

Время, отработанное сверхурочно, не должно превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочной не должна быть более 12 часов.

Привлечение воспитателей к сверхурочной работе должно быть обоснованным и в объеме необходимом для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.

Постановлением № 123 внесено изменение в примерную форму штатного расписания – введена дополнительная итоговая строка, которая предусматривает в штатном расписании фонд заработной платы педагогических работников.

Постановление № 123 размещено на сайте Министерства образования и в справочно-правовой системе КонсультантПлюс.

 

 

Может.

В соответствии с требованиями части второй статьи 17 Закона «О борьбе с коррупцией» руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено КонституциейРеспублики Беларусь и иными законодательными актами.

Согласно нормам статьи 255 Трудового кодекса Республики Беларусь руководителю государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В связи с изложенным заведующие учреждений дошкольного образования (их заместители) вправе выполнять педагогическую работу в части реализации содержания образовательной программы дошкольного образования по совместительству.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Образовательная программа дошкольного образования значительно отличается от образовательных программ других уровней основного образования, так как состоит из специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.12.2012 № 146).

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие.

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.

Поэтому работа по совместительству может выполняться за пределами рабочего времени руководителя и в случае возможности реализации содержания специально организованной деятельности, а также наличии вакансии воспитателя дошкольного образования.

Так как ответственность за реализацию надлежащего функционирования учреждения образования лежит на ее руководителе, то ему целесообразно согласовывать свои действия по выполнению иных трудовых функций с государственным органом, заключившим с ним трудовой договор (контракт). При этом при принятии решения государственный органдолжен исходить из того, что выполнение иных трудовых функций руководителем (заместителем руководителя) не должно осуществляться в ущерб выполнению его основных функций, а также ущемлять права воспитателей дошкольного образования.

 

Соседние подразделы:
Районный комитет работников образования и науки
План работы
Профсоюзная структура
Документы
Охрана труда
Профком отдела образования
Новости райкома профсоюза

Социальные гарантии семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Осторожно клещи